четверг, 19 января 2017 г.

Абадзехи Хаджимуковы - ветвь рода Анчоковых.

       Абадзехские Хаджимуковы, в отличие от бжедугских Хаджимуковых, которые являлись княжеским родом, были дворянами (уорками). Эти два рода всего лишь однофамильцы и не имеют родственных отношений.    
      Носители абадзехской фамилии Хаджимуковых вышли из рода Анчоковых. С тех пор, когда адыги стали ездить в качестве поломников в Мекку, и первый представитель рода стал "хаджи", сыновей его называли Хаджимуко (сын хаджи). Все рождавшиеся в семье мужчины совершали хадж, и прозвище переходило из поколения в поколение. Так или иначе, за ними закрепилась фамилия Хаджимуковы.    
      Такая же, наверное, ситуация с образованием фамилии Хаджимуков у бжедугов.    
"Хаджэмыкъо лъэкъуац1эр л1ыц1э тедзэу къатенагъ нахь, ял1акъок1э Хьаджэмыкъохэр зыщыщхэр Анцокъохэр арых.     
- Хьаджэмыкъу къыта1онэу зэрэхъугъагъэр тил1акъок1э хьаджэм ыкъо хьаджэ хъузэ къырык1уагъэхэшъ ары, - е1о Хьаджэмыкъо Хъаные. - Адыгэхэр хьаджэ к1онхэу фит зыхъугъэхэмрэ ыужрэ купэу сятэ зыхэтыгъэр, Хьаджайтэч зигъусэгъэ хьаджэш1хэмрэ ауж к1ожьыгъэхэп нахь, тиунагъо хъульфыгъэу къихъухьагъэхэр зэк1э чабэм к1огъагъэх. Ары "хьаджэм ыкъу, хьаджэм ыкъу" а1озэ Хьаджэмыкъо лъэкъуац1эр къызэрэттенагъэр.            
Бжъэдыгъу Хьаджэмыкъохэмрэ абдзэхэ Хьаджэмыкъохэмрэ зэлъэкъоц1эгъух нахь, зэунэкъощхэп, бжъэдыгъу Хьаджэмыкъохэр пщы лъэпкъых, абдзэхэ Хьаджэмыкъохэр оркъых. 
Анцокъо л1акъоу Хьаджэмыкъохэр зыщыщхэр абдзэхэ лъэпкъым дахэк1э зыц1э щыра1уагъэмэ ащыщ, л1ы ц1эры1охэр къахэк1ых."
Къуекъо Асфар "Зы л1акъо илъагъу", Адыгэ макъ, жъоныгъуак1эм (маим) и 1, 2001-рэ илъэс.  
      Есть такие упоминания о абадзехах Хаджимуковых:
"Адыгский народный фольклор, содержащий интересные сведения о третьем наибе Шамиля, так передает обстоятельства его прибытия к абадзехам. Магомет Амин появился в ауле Хаджимукохабль и первым, кто его принял у себя дома, был Хаджимук Исмель. Узнав, кто он и откуда, Хаджимук отправил его к эфенди Устоко, который после короткой беседы убедился в глубоких знаниях Магомет-Амином Корана".    
     "С 1857 г. в абадзехском обществе постепенно начала формироваться группа старшин, оппозиционно настроенная к Магомет-Амину. Среди них - Нагой Берзеков и Хаджи Ислам Хаджимуков, имевшие огромное влияние на абадзехов. Они выступили с призывом не подчиняться наибу Шамиля и вступить в переговоры с русским правительством для заключения мира. Абадзехи давно выражали готовность к переговорам с русскими, но при условии, что на их земле не будут возводиться военные укрепления".
Мухаммад-Амин и народно-освободительное движение народов Северо-Западного Кавказа в 40-60 гг. XIX века. (Сборник документов и материалов). Махачкала. 1998 год.              
   Самым известным из Хаджимуковых был Хаджимуко Пшимаф хадже, который участвовал на встрече абадзехских старшин с императором Александром ll , куда он ездил с группой всадников.      
   Версию этой встречи можно найти у адыгейского просветителя начала 20-века С. Сиюхова:


  
  "После обращения   императора к абадзехам, в   котором он объявил им в   месячный срок переселиться   на плоскость на указанные   места или удалиться в   Турцию, с ответной речью   выступили два лидера абадзехов - Хаджимуко-Хадже и Хатырбай Цей. Первым после царя выступает Хаджимуко-Хадже:  
- У меня любовь к Родине настолько велика, что был готов любой ценой сохранить ее нашему молодому поколению. Наши предки с давних пор боролись за нашу землю, до сих пор они оберегали ее для нас. Но теперь я вижу, что у нас не хватает сил оружием отстоять наши земли. Настало время, когда нужно присоединяться к какому-нибудь государству. Нам ближе религия Турции, но она не хочет нам оказать военной помощи. Русских много, а нас мало, силы неравные, нам не устоять... Я думаю, что нужно принять сказанное русским царем, покориться судьбе, Аллах не осудит нас за это...    
Однако, возмущенная ультиматумом царя, подавляющая часть абадзехов поддержала слова Хатырбая Цей:    
- Русский царь сказал то, что должен был сказать по своему долгу. Я не осуждаю его, просто наше желание не совпадает с его желанием...Русскому царю очень понравился Кавказ, и вот уже 60 лет ведет войну за его покорение. Но и нам люба и дорога наша родина-мать, и мы, не жалея жизней защищаем и отстаиваем его... Кавказ будет или нашей колыбелью, или нашей могилой...Мы гибнем, но лучше гибель, чем рабство...        
   После описанных событий Хаджимуковым пришлось переселится с гор и основать аул Хаджимукохабль уже на равнине.      
   В своем «Абадзехском сказе» Зачерий-хаджи Брантов описал приезд в аул Хакуринохабль в 1872 году некоего полкового командира, присланного царской администрацией, с целью всесторонне разобраться в родовитости той или иной фамилии. 
   В Хакуринохабль должны были съехаться все, кто считает себя султанами, князьями, узденями для подтверждения своего родовитого происхождения. Упоминается среди прочих и Осман Хаджемук Анчок, который ссылался, что общество Анчокохабль давно существует, что такой околоток есть до сих пор и в Хаджимукохабле. В подтверждение своего звания, аналогичного дворянскому, он приводил довод, что абадзехи считали их фамилию родовитой, слушались, обращались за помощью и взамен получали всяческую поддержку.     
   В 1888 году жители аула Хаджимукохабль, за некоторым исключением, выселились в Турцию и на его месте возникла станица Дондуковская.     


   На родной земле осталось лишь несколько семей Хаджимуковых.

Комментариев нет:

Отправить комментарий